Архиепископ Феодосий: Мысли об онлайн-литургии – проявление обновленческого духа
Архиепископ Феодосий прокомментировал ситуацию с богослужениями на карантине и идею «онлайн-причастия» в ПЦУ, а также объяснил, чем важно заняться в такой ситуации.
У внимательно читающих Священное Писание и Откровения Иоанна Богослова не может быть сомнений, что Церковь попытаются уничтожить, но даже в таких условиях мысли об «онлайн-богослужениях» – это проявление отсутствия благоговения перед святыней и обновленчества, подчеркнул архиепископ Боярский Феодосий (Снигирев).
«Мы не знаем, как будет, поэтому должны быть готовы. И в процессе этой подготовки размышление об онлайн-литургии – обновленческое, реформаторское размышление, не имеющее под собой ни практической необходимости, ни каких канонических и литургических оснований – можно оставить для тех, кто просто хочет на карантине поупражняться умом, позаниматься литургическими богословскими изысканиями», – сказал он в эфире YouTube-канала «Витражи: о вере в красках».
Архиерей обратил внимание на то, что идея «онлайн-литургии» и «онлайн-причастия» родилась вне церковной среды. Он напомнил, что
«Почему такой вопрос и такие идеи возникают не в Церкви, Украинской Православной Церкви, например, а в параллельной структуре, конфессии, в ПЦУ? Ведь совсем недавно ее представители заявляли, что за время карантина, когда, в принципе, можно было бы мирянам приходить после богослужения на причастие, в течение всего дня, у них никого не было, – отметил архиепископ Феодосий. – Некоторые из них в интернете заявляли: у нас вообще ни одного причастника за это время не было».
Иерарх УПЦ также добавил, что в канонической Церкви, в отличие от ПЦУ, люди скорбят и страдают, что не могут причащаться так часто, как раньше причащались, они тянутся в храмы и после богослужений по очереди, по записи, приступают к Таинствам Исповеди и Причастия.
«И с такой любовью к причастию, с такой частотой причащения в нашей Церкви не возникает вопроса: а, может быть, служить Литургию онлайн? А вот у наших оппонентов такой вопрос возникает. Я думаю, что причина в уровне благоговения перед святыней, – добавил он. – А представляете, какое благоговение к святыне Тела и Крови Христовой в наших храмах, в наших приходах! Несмотря на частое причащение, благоговение не теряется. Ни у кого даже мысли не возникает, что это причащение можно как-то совершить по-иному, можно как-то перенести в дома, можно как-то совершать посредством интернета. Не возникает такой мысли вследствие глубокого внутреннего благоговения верующих Украинской Православной Церкви».
Архиепископ Феодосий считает, что в условиях возможных будущих гонений, эпидемий, войн или катаклизмов, первыми разрушатся интернет и другие формы удаленной связи между людьми. А сейчас «онлайн-причастия» просто не нужны.
«И эти размышления по поводу онлайн-“литургии” – это просто проявление неблагоговения и обновленческого духа. И никаких проблем, по крайней мере, у нас в Украине, с тем, чтобы причаститься любому верному в любое удобное для него время, когда пожелает душа, и он подготовится – никаких проблем вообще нет. А возникнет – Церковь будет их решать. Но решать не так, как хотят новые обновленцы и церковные реформаторы», – подчеркнул иерарх УПЦ.
Он объяснил, что верующие должны быть готовы к тяжелому времени.
«Мы должны быть готовы ко времени тяжёлому. Это не значит, что оно наступит. Но это значит, что мы должны быть готовы. Ведь каких-то полгода назад никто из нас даже представить не мог, что храмы будут стоять восстановленными, реставрированными, внутри будет совершаться богослужение – а людей не будет, потому что карантин, потому что правила, правила жёсткие», – сказал архиерей.
Архиепископ Феодосий призвал паству надеяться, что такое больше не повторится никогда и употребить это время вынужденного уединения на сугубую работу над собой, борьбу с собой и вымаливание у Бога его помощи, «чтобы пережить нам это время, и чтобы оно – по крайней мере, при нашей жизни – никогда не повторилось».
Количество просмотров: 437
Эта запись также доступна на: Украинский