Выбрать страницу

«Если мы склонны видеть причину своих бед и проблем не в себе, а в соседях, начальстве, властях и т.д. – это признак заражения фарисейством», – служение и слово епископа Боярского Феодосия в Неделю о мытаре и фарисее

«Если мы склонны видеть причину своих бед и проблем не в себе, а в соседях, начальстве, властях и т.д. – это признак заражения фарисейством», – служение и слово епископа Боярского Феодосия в Неделю о мытаре и фарисее

21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, викарий Киевской Митрополии епископ Боярский Феодосий совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме г.Киева.

Его Преосвященству сослужило духовенство храма.

В завершение Литургии Преосвященный владыка произнес проповедь:

Приближается Великий Пост. Три недели осталось до его начала. Нынешняя подготовительная Неделя называется о мытаре и фарисее, по персонажам той притчи, которую мы слышали сегодня в Евангелии. Эта притча повествует о молитве двух людей, которые обращались к Богу в храме – каждый согласно своему духовному устроению. Фарисей, который вел праведный образ жизни, вышел осужденным после молитвы, а грешный мытарь вышел оправданным. Почему так? Неужели Господь осуждает праведность и оправдывает грешный образ жизни? Конечно, нет. Однако, Господь осуждает и оправдывает то духовное устроение, в котором были и из которого обращались к Богу эти двое – фарисей и мытарь. Именно духовное устроение внутреннего человека – это то, что важно для Бога.

Господь показывает нам, что фарисей, несмотря на внешние добрые дела, был отравлен гордыней. Именно гордыня и осуждение ближних, плюс лицемерие, которое Господь называет самым большим пороком фарисеев, сводили на нет все то, что внешне могло показаться благочестивым в жизни фарисея. Из-за внутренней гордости и уверенности в собственном благочестии, дела благочестия не приносили ему никакой пользы.

В то же время грех мытаря был омыт его покаянием, желанием исправления. Это, естественно, означает, что выйдя из храма мытарь собирался исправить образ жизни, ведь покаяние имеет вес в очах Божиих только если оно искреннее, с решимостью исправить свою жизнь, не грешить больше. Именно в этой решимости не грешить, и была сила молитвы мытаря, она стала причиной его оправдания.

Стоит обратить внимание, что Господь наш Иисус Христос, проповедуя покаяние и Царствие Божие, никогда не обличал очевидных грешников. Ведь все и так понимают пагубность греха: блуд, обман, воровство и вражда – это плохо. Напротив, Господь явных грешников не раз Сам поднимал из их отчаяния и милосердно оправдывал, ради их веры и исправления.

При этом грозные обличения Господа касались почти всегда одного – фарисейского лицемерия, которое таилось в сердцах людей, по-видимому благочестивых. Ведь лицемерие – это страшная глубинная болезнь человечества. Ее опасность в том, что человек, ею уязвленный, даже не замечает болезни в себе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что намного легче покаяться явному грешнику, блуднику, обманщику или вору, ведь его грех очевиден, чем покаяться и смириться мнимому праведнику, сердце которого далеко отстоит от Бога, а он этого даже не замечает.

Неужели так страшен грех лицемерия, неужели внутренняя сердечная гордыня опаснее, чем явный, открытый грех? Однажды Господь в Евангелии сказал очень грустные слова: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). И если мы откроем Евангелие от Луки, где написана эта фраза, то увидим, что Господь говорит эти слова как раз перед тем, как рассказать сегодняшнюю притчу о мытаре и фарисее. Господь показывает, что именно в фарисейском лицемерии лежит залог того, что в будущем человечество утратит веру. То есть люди внешне, возможно, и будут чтить Бога, но сердце их далеко будет отстоять от Него. Лицемерие в свое время довело фарисеев до богоборчества и богоубийства. Эта же болезнь может и во всем человечестве окончательно истребить веру.

А как возможно распознать в себе инфекцию фарисейства? Если в нас живет самооправдание и осуждение ближних, то это явные признаки этой пагубы. Если мы склонны видеть причину своих бед и проблем не в себе, а в окружающих нас людях, родственниках, соседях, начальстве, властях и т.д. – это признак заражения фарисейством. Как только мы у себя такие признаки обнаружили, нужно сразу браться за их лечение. Нужно учиться искать в себе корень своих грехов и житейских нестроений, каяться в грехах, никого не судить и ни в чем не обвинять. Насаждением в себе чувств мытаревых можно положить начало исцелению от фарисейства. Только та праведность угодна Богу, которая сопряжена со смиренным устроением мытаря, с ощущением своей греховности и своего недостоинства перед Богом.

Количество просмотров: 256

Эта запись также доступна на: Украинский

Об авторе

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, Яндекс.Дзен и в других соц.сетях...

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

Календарь записей

Квітень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
« Бер    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Проповеди архиерея

Заметили опечатку?

Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже:
Спасибо за содействие!