Выбрать страницу

Комментарий Юридического отдела УПЦ по поводу законопроектов, направленных на нарушение прав верующих и религиозных организаций УПЦ

Синодальный юридический отдел Украинской Православной Церкви предоставил комментарий касательно четырех законопроектов в сфере религии и свободы совести (№ 7403, 8012, 8221, 8262)*, которые были внесены на рассмотрение Верховной Рады 9 декабря 2022 года Комитетом по вопросам гуманитарной и информационной политики. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на сайт law.church.ua.

В Синодальном отделе назвали эти проекты законов такими, что «нарушают права и свободы верующих Украинской Православной Церкви и направлены на ограничение прав и ликвидацию религиозных организаций, принадлежащих к УПЦ».

«Комитет эти законопроекты поддержал и рекомендовал Верховной Раде Украины к голосованию. Следует отметить, что в законопроектах нет упоминания о том, что именно Украинская Православная Церковь подпадает под действие и ограничения этих законопроектов. Однако на основе содержания некоторых из этих проектов закона и пояснительных записок к ним можно сделать вывод, что указанные законодательные инициативы в первую очередь направлены на применение к религиозным организациям УПЦ. Об этом ярко свидетельствует также публичная позиция авторов данных законопроектов», — сказано в комментарии.

Так, благодаря этим законопроектам сначала планируют лишить религиозные организации, принадлежащие к Украинской Православной Церкви, статуса неприбыльности (№ 7403), далее упрощаются так называемые «переходы», а на самом деле рейдерские захваты приходов УПЦ в пользу «ПЦУ», более того, предусматривается возможность смены подчиненности религиозного управления (епархий), монастырей, братств, миссий, что создает дополнительные предпосылки для их рейдерского захвата (на сегодняшний день ни одна епархия или монастырь не выразили желания сменить подчиненность в пользу «ПЦУ») (№ 8262), следующим шагом планируют забрать у УПЦ и передать «ПЦУ» Почаевскую и Киево-Печерскую лавры (№ 8012) и напоследок законопроект № 8221 по сути предусматривает запрет Украинской Православной Церкви.

«К примеру, законопроектом (регистр. № 7403) предлагается лишить статуса неприбыльных организаций, не являющихся налогоплательщиками, религиозные организации, входящие в структуру религиозной организации, руководящий центр которой находится в государстве, осуществившем военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшем часть территории Украины. Из самого проекта не совсем понятно, какие именно религиозные организации подпадают под действие таких ограничений, но в пояснительной записке автор называет Украинскую Православную Церковь «Русская православная церковь в Украине (ранее – Украинская православная церковь московского патриархата), руководящий центр которой находится на территории государства-оккупанта». Непонятно, как этот Закон будут применять на практике, но вполне очевидно, что его цель – лишить статуса неприбыльности религиозные организации Украинской Православной Церкви, в отличие от других религиозных организаций, что безусловно является нарушением принципа равенства религиозных организаций», – объясняют в комментарии юристы.

Проектом Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций» (регистр. № 8262) предлагается внесение взаимосогласованных изменений в законы Украины «О свободе совести и религиозных организациях»; «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»; «Об аренде государственного и коммунального имущества».

По убеждению правозащитников УПЦ, законопроект № 8262 направлен на то, чтобы значительно упростить процедуру смены подчиненности, по которой на протяжении четырех лет под видом переходов происходил незаконный захват и перерегистрация религиозных общин УПЦ.

«В частности, проектом закона (регистр. № 8262) предлагаются следующие новеллы законодательства: решение о смене подчиненности должно приниматься не менее чем двумя третями от присутствующих членов общего собрания религиозной общины, а не от общего количества членов общего собрания религиозной общины, что нарушает права других членов религиозной общины, ведь количество присутствующих членов религиозной общины во время голосования может быть значительно меньшим, нежели общее количество членов религиозной общины.

Также предусматривается возможность смены подчиненности религиозного управления (епархий), монастырей, братств, миссий, что создает дополнительные предпосылки для их рейдерского захвата. Ведь на сегодняшний день ни одна епархия или монастырь не выразили желания сменить подчиненность в пользу «ПЦУ».

Отменяется обязательное нотариальное удостоверение подлинности подписи на протоколе. Также отменяется требование подачи дополнительного документа о праве собственности или пользования помещением либо письменного согласия собственника помещения на предоставление адреса по местонахождению религиозной организации, указанному в уставе (положении) религиозной общины. Кроме того, отменяются требования о предоставлении подлинника либо надлежащим образом заверенной копии действующей редакции устава (положения) религиозной общины, в который должны быть внесены изменения и дополнения, с отметкой о государственной регистрации, и оригинала свидетельства, выданного органом регистрации, что узаконит рейдерские захваты религиозных общин УПЦ, происходящие на сегодняшний день.

Отменить норму касательно судебного обжалования превышения установленного срока принятия решений о регистрации уставов (положений) религиозных организаций в судах гражданской юрисдикции. Что фактически делает невозможным обращение в суд в случае нерегистрации устава религиозных организаций.

При этом устанавливается запрет передавать государственное или коммунальное имущество в аренду, безоплатное пользование либо ссуду религиозной организации, которая непосредственно или как составляющая часть другой религиозной организации (объединения) входит в структуру (является частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, законом признанном осуществившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшим часть территории Украины.

Таким образом, можно сделать вывод, что законопроект (регистр. № 8262) узаконивает схему рейдерского захвата религиозных общин УПЦ, по которой сегодня их незаконно захватывают, и создает законодательные предпосылки для рейдерского захвата епархий, монастырей, братств и миссий УПЦ», – объясняется в комментарии.

«Подобный способ лишения права пользования, которое происходит во время незаконной перерегистрации религиозных общин УПЦ, вводится законопроектом (регистр. № 8012), согласно которому законодательный орган власти вмешивается в деятельность исполнительного органа власти, требуя от него незаконно лишить права Украинской Православной Церкви правомерного пользования Почаевской Успенской и Киево-Печерской лаврами в пользу другой религиозной организации.

Автор законопроекта предлагает в пояснительной записке применить положение ч.3 ст. 17 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», по которому «Культовое сооружение и имущество, являющиеся государственной собственностью, могут передаваться в поочередное пользование двум или более религиозным общинам по их взаимному согласию. При отсутствии такого согласия государственный орган определяет порядок пользования культовым сооружением и имуществом путем заключения с каждой общиной отдельного договора». Но в данном случае эти положение не может быть применено, так как Почаевская и Киево-Печерская лавры уже не один десяток лет находятся в законном правообладании Украинской Православной Церкви. И лишать такого права только по требованию Верховной Рады Украины в пользу другой религиозной организации – незаконно. В то же время следует обратить внимание, что новообразованные религиозные организации «ПЦУ», получив статус юридического лица не ранее начала 2019 года, не могут претендовать на церковное имущество, сформированное до начала своего существования. Особенно претендовать на имущество религиозных организаций без подтверждения законного факта правопреемственности. В то же время «ПЦУ» не является правопреемником церковного имущества – ни того, что есть в собственности религиозных организаций УПЦ, ни того, что было национализировано в период Советского союза», – сказано далее.

При этом в Юридическом отделе обращают внимание на то, что во многих законопроектах используются заимствованные формулировки из Законов времен Петра Порошенко, которыми пытались незаконно переименовать УПЦ и создать законодательные основания для незаконного захвата храмов УПЦ через изменения процедуры регистрации религиозных организаций.

«Что касается законопроекта (регистр. № 8221), то он вводит монополию на использование в названии не только религиозной организации, а и любой организации слова «православный», лишь за исключением, если такая организация подчинена «ПЦУ» либо получила разрешение от нее на использование слова «православный» в своем названии. Организации, не соответствующие этим требованиям, должны исключить слово «православный» из своего названия и, как следствие, заново перерегистрировать уставы. Если религиозная организация и в дальнейшем использует в своем названии слово «православный», то относительно нее прекращаются регистрационные действия, то есть невозможно будет сменить руководителя (настоятеля) или сведения в реестре, устав, название.

Также запрещается деятельность иностранных религиозных организаций, к которым, согласно законопроекту, относят Русскую православную церковь и любые религиозные организации (объединения), которые непосредственно или как составляющие части другой религиозной организации (объединения) входят в структуру (являются частью) Русской православной церкви, а также религиозных центров (управлений), входящих в состав или признающих (декларирующих) в любой форме подчиненность в канонических, организационных, других вопросах Русской православной церкви. В то же время остается непонятным, как, кто и по каким критериям будет определять принадлежность к иностранным религиозным организациям. Такая правовая неопределенность предоставляет возможность произвольно и по собственному усмотрению применять эту норму, что приведет к нарушению права на свободу вероисповедания.

К таким иностранным религиозным организациям Совет нацбезопасности будет применять ограничительные меры – санкции. Связи любых других религиозных организаций и юридических лиц с иностранными религиозными организациями запрещены, кроме случаев, когда они осуществляются по индивидуальному согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, на сегодня это ГЭСС.

Кроме того, этим законопроектом предлагается внести изменения в Закон Украины “О свободе совести и религиозных организациях” следующего содержания: – действие этого закона не сможет распространяться на религиозные организации в случае потери ими статуса религиозной организации (статья 7), – государство признает право религиозной общины на ее подчиненность в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлениям), кроме иностранных религиозных организаций, деятельность которых запрещена на территории Украины согласно Закону (статья 8), – в случаях, установленных законом, деятельность религиозной организации прекращается с момента вступления в силу соответствующего закона (статья 16), – культовое сооружение и имущество, являющиеся государственной собственностью, не смогут использоваться либо передаваться в пользование религиозным организациям, деятельность которых, в том числе в части применения названий, наименований религиозных организаций, противоречит Закону (статья 17), – международные связи и контакты религиозных организаций с иностранными религиозными организациями, деятельность которых запрещена на территории Украины согласно Закону, допускаются при наличии индивидуального согласования центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере религии, и подлежат мониторингу в порядке, установленном законодательством (статья 24).

Как отметил автор законопроекта, цель его принятия заключается в предотвращении угроз национальной безопасности Украины и обеспечении порядка, в частности, в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций. В то же время следует иметь в виду, что вопросы национальной безопасности не регулируются законодательством в сфере свободы совести и религиозных организаций.

Кроме того, Украина является светским государством, и согласно ст. 35 Конституции Украины Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная. Все религии, вероисповедания и религиозные организации являются равными перед законом; установление каких бы то ни было преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других не допускается.

Одновременно, согласно Европейской конвенции по правам человека, Конституции Украины, право на свободу вероисповедания является фундаментальным и гарантируется государством, но осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения либо защиты прав и свобод других людей. В этом контексте следует обратить внимание, что перечень оснований для ограничения является исчерпывающим и защита национальной безопасности в него не попадает, поэтому принятие законопроекта, неоправданно ограничивающего права на свободу вероисповедания лишь по мотивам защиты национальной безопасности, является незаконным.

Помимо этого, следует отметить, что национальное законодательство Украины содержит целый ряд правовых инструментов для защиты национальной безопасности и имеет возможность привлечения к юридической ответственности за действия, которые направлены на нарушение национальных интересов, территориальной целостности, государственной безопасности и суверенитета Украины, не нарушая пределы правового вмешательства государства в сферу деятельности религиозных организаций.

При отсутствии в тексте законопроекта четкости, ясности и однозначности, законодатель предлагает запрещать деятельность религиозных организаций путем отнесения их к категории иностранных религиозных организаций по непонятным критериям, что противоречит практике и законодательству, действующему к настоящему времени, по которому прекращение деятельности религиозной организации происходит по решению суда. В то же время привлечение к ответственности за преступления отдельных членов религиозной организации не может быть основанием для прекращения деятельности всей религиозной организации, потому что таким образом нарушаются права других членов религиозной общины», – информируют юристы.

В Синодальном юридическом отделе резюмируют: «С учетом того, что законопроекты имеют существенные недостатки и не соответствуют нормам международного права и Конституции Украины, а также стандартам юридической техники, а некоторые из них имеют неодобрительные выводы Научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, указанные проекты закона подлежат исключению из повестки дня и не должны выноситься на голосование в Парламент».

*- Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно ограничения предоставления статуса неприбыльных организаций, не являющихся налогоплательщиками, религиозным организациям, входящим в структуру религиозной организации, руководящий центр которой находится в государстве, осуществившем военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшем часть территории Украины» (регистр. № 7403) от 24.05.2022, автор — н.д. Совсун И.Р. и другие. Законопроектом предлагается внести изменения в подпункт 133.4.6 пункта 133.4 статьи 144 Налогового кодекса Украины.

Проект Постановления «Об обращении Верховной Рады Украины к Кабинету Министров Украины касательно передачи в безоплатное пользование комплексов сооружений Почаевской Успенской лавры и Киево-Печерской лавры Православной Церкви Украины» (регистр. № 8012) от 08.09.2022, автор — н.д. Богданец А.В.

Этим законопроектом предлагается Верховной Раде Украины принять постановление об обращении к Кабинету Министров Украины с требованием решить вопрос передачи в безоплатное пользование комплексов сооружений Почаевской Успенской лавры и Киево-Печерской лавры Православной Церкви Украины.

Проект Закона «Об обеспечении укрепления национальной безопасности в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций» (регистр. № 8221) от 23.11.2022, автор — н.д. Княжицкий Н.Л. и другие.

Законопроект предлагает принять Закон «Об обеспечении укрепления национальной безопасноти в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций» и внести изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Он определяет особенности деятельности иностранных религиозных организаций на территории Украины для предотвращения угроз национальной безопасности Украины и обеспечения порядка, в частности, в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций, в том числе путем запрета деятельности отдельных религиозных организаций, а также особенности наименования православных религиозных организаций с учетом Патриаршего и Синодального Томоса, предоставленного Православной Церкви Украины и Украинскому государству.


Количество просмотров: 121

Эта запись также доступна на: Украинский

Об авторе

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, Яндекс.Дзен и в других соц.сетях...

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

Календарь записей

Листопад 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
« Жов    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Проповеди архиерея

Заметили опечатку?

Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже:
Спасибо за содействие!