Выбрать страницу

МПО “ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ КСЕНОФОБИИ И РЕЛИГИОЗНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ” ВКЛЮЧИЛОСЬ В ПРОЦЕСС МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ МОНАСТЫРЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

В Киево-Печерской Лавре опубликовали Заявление в связи с ложным ответом министерств Украины на запрос ООН о нарушении прав верующих УПЦ

16 февраля 2024 года пресс-служба Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры опубликовала Заявление в связи с ответом министерств и ведомств Украины на международный запрос о дискриминации и нарушениях прав верующих Украинской Православной Церкви. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует это Заявление полностью.

22 января 2024 года государство Украина в лице своих министерств и ведомств ответила на коммуникационное заявление Специального докладчика ООН по свободе совести и религии, Специального докладчика ООН по вопросам прав меньшинств, Специального докладчика ООН по вопросу права на мирные собрания и ассоциации по делам о нарушении прав верующих Украинской Православной Церкви, в том числе:

по вопросам о владении храмами и сооружениями Киево-Печерской Лавры;

наличие принуждения или дискриминационного воздействия на монахов-насельников Лавры;

законность, обоснованность и необходимость принятия решений о лишении Свято-Успенского монастыря УПЦ прав на пользование храмами и другим имуществом;

относительно проявлений ненависти и фактического расследования дел о нарушении прав верующих УПЦ со стороны правоохранительной системы Украины.

Изучив ответ министерств и ведомств Украины, мы, монахи – насельники Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры / Мужской монастырь / Украинской Православной Церкви, вынуждены сделать вывод о том, что этот ответ содержит недостоверную информацию, является неполным и свидетельствует о попытке правительства Украины в лице соответствующих министерств скрыть факты нарушений прав верующих УПЦ и ввести в заблуждение представителей международного сообщества.

Утверждение государства Украина в лице Министерства культуры и информационной политики Украины, что, якобы, история пользования Киево-Печерской Лаврой (далее также – Лавра) мужским монастырем Украинской Православной Церкви (далее также – Монастырь), начала свой отсчет с 2013 года – с заключением Договора от 19.07.2013 № 2 о бесплатном пользовании религиозной организацией культовыми зданиями и другим имуществом, являющимся государственной собственностью, – не соответствуют действительности.

Монастырь владеет и находится в Лавре, пользуется ее сооружениями не с 2013 года, а около 1000 лет, с момента основания в 1051 году монахами Антонием и Феодосием в пещерах возле летней княжеской резиденции Берестово под Киевом.

Лишь в 20 веке, в том числе, во времена Советского Союза, Лавра была передана по государственным актам в государственную собственность.

1988 год стал годом возрождения обители, а в течение 1988 – 1990-х годов принято несколько нормативно-правовых актов о передаче Лавры Украинской Православной Церкви с правом Церкви осуществлять реставрацию, консервацию и ремонт переданных зданий и сооружений, а также благоустройство территории, на которой они находятся. Указанные разрешения не отменены до сих пор и действуют.

При этом следует учесть, что все нормативно-правовые акты о передаче имущества и договоры о передаче в безвозмездное пользование храмов и других сооружений религиозным организациям УПЦ основывались на принципе реституции (возвращения) церковного имущества, которое ранее было конфисковано советской властью.

В частности, этот принцип был заложен в Законе Украины “О свободе совести и религиозных организациях” от 23.04.1991. Согласно Указу Президента Украины от 4 марта 1992 года N125/92 “О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества” предусматривалась в течение 1992-1993 годов передача религиозным общинам в собственность или безвозмездное пользование культовых зданий.

Позже Рекомендациями Парламентской ассамблеи Совета Европы по вопросам защиты собственности религиозных общин № 1556 (2002 г.) рекомендовано гарантировать религиозным институтам, собственность которых была национализирована в прошлом, реституцию этой собственности в определенный срок, или, если это невозможно, – справедливую компенсацию; необходимо следить за тем, чтобы национализированная церковная собственность не приватизировалась (пункт 8).

Таким образом, государственные органы Украины обязаны были принять меры по передаче культовых зданий и сооружений Украинской Православной Церкви на безвозвратной основе, как этого требует принцип реституции, что в свою очередь исключает возможность изъятия Лавры у Монастыря, расторжения соответствующих договоров пользования и возвращения Лавры во владение государства.

Во исполнение приказа Министерства культуры Украины от 16.07.2013 № 651 между Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником и Свято-Успенской Киево-Печерской Лаврой (Мужской монастырь) Украинской Православной Церкви заключен Договор от 19.07.2013 № 2 о безвозмездном пользовании религиозной организацией культовыми зданиями и другим имуществом, являющимся государственной собственностью.

Следовательно, данный Договор был заключен до реституции, до момента возвращения культового имущества в собственность Монастыря.

То есть государство Украина должно было провести реституцию церковных сооружений и имущества, но вместо этого заключило бессрочный Договор пользования Лаврой Монастырем, а в дальнейшем не только инициировало его безосновательное прекращение, при этом явно по политическим мотивам, а прибегло к откровенному преследованию УПЦ и всех ее структур в Украине.

Так, согласно Указу Президента Украины от 01.12.2022 № 820/2022, введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, согласно которому фактически Украинская Православная Церковь в целом, и Монастырь в частности, заведомо “без суда и следствия” признаны аффилированными с центрами влияния в Российской Федерации религиозными организациями, а также виновными в подрывной деятельности. Поставлена конкретная задача – выселить монахов из Монастыря, которая начала выполняться.

Лишение Монастыря права пользования Лаврой сопровождалось травлей Украинской Православной Церкви в целом и Монастыря в частности как в СМИ, так и со стороны высокопоставленных должностных лиц, государственных органов. Неоднократно и систематически от них звучали публичные заявления вроде того, что УПЦ – это “пораженческая московская церковь”, ей нет места в Украине, а Монастырь должен быть освобожден от “московских попов”.

Монастырь – церковное учреждение, в котором живет и осуществляет свою деятельность мужская община, состоящая из лиц монашеского звания, объединенных обетами целомудрия, нестяжания и послушания, посвятивших себя молитве, труду и благочестивой жизни. В настоящее время в Монастыре постоянно проживают 144 монаха и 20 послушников, которых государственные органы Украины пытаются незаконно выселить.

В Верховной Раде Украины зарегистрированы законопроекты о запрете деятельности УПЦ.

1 декабря 2022 года другой религиозной конфессией – “Православной Церковью Украины”, которая находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, была зарегистрирована религиозная организация под названием “Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра” как монастырь в составе ПЦУ. В январе 2023 года власти обеспечили проведение в Успенском соборе Лавры, который ранее принадлежал Монастырю УПЦ, первых служб конфессии ПЦУ. В феврале 2023 года власти обеспечили проведение в Трапезном храме Лавры, который ранее принадлежал Монастырю УПЦ, служб конфессии ПЦУ. Представители государственных органов сообщили СМИ о том, что в дальнейшем богослужения в храмах Лавры будут разрешаться конфессиям по согласованию и под контролем Министерства культуры и информационной политики.

Уже несколько лет продолжаются фактически рейдерские захваты храмов УПЦ в пользу ПЦУ, в том числе с применением насилия, на что государство никак не реагирует, а создается впечатление, что, скорее, даже поощряет.

В отношении Наместника Монастыря митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла (Лебедя Петра Дмитриевича) в декабре 2022 года без решения суда введены персональные санкции, которые противоречат Конституции Украины. Ему запрещено пользоваться любыми активами и запрещено совершать ряд других действий, что фактически делает невозможным выполнение должным образом функции настоятеля.

В отношении митрополита Павла также инициировано уголовное производство № 22021000000000185 от 08.06.2021 о якобы совершении им уголовных преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 436-2 УК Украины (оправдание вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины) и ч. 2 ст. 161 УК Украины (разжигание религиозной вражды). Дело №757/47508/23-к по привлечению его к уголовной ответственности сейчас рассматривается Печерским районным судом г. Киева.

Несмотря на отсутствие обоснованного подозрения в совершении уголовного преступления, во время проведения досудебного расследования к митрополиту Павлу применены меры пресечения: круглосуточный домашний арест (с 01.04.2023 по 14.07.2023), содержание под стражей (с 14.07.2023 по 07.08.2023), залог. В настоящее время на митрополита Павла возложена обязанность не отлучаться из населенного пункта, в котором он проживает (с. Вороньков, Киевская область).

В то же время, аналогичные заявления от УПЦ и Монастыря, поданные по многочисленным фактам явных умышленных действий со стороны представителей ПЦУ, так называемых “активистов ПЦУ”, государственных и общественных деятелей, направленных на разжигание действительной религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства, оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, по факту пыток людей, совершения насильственных действий, – остаются без реагирования и не расследуются правоохранительными органами Украины. Такие заявления часто даже не вносятся в Единый реестр досудебных расследований.

Вышеупомянутым Указом Президента Украины от 01.12.2022 № 820/2022 в отношении УПЦ также инициирована так называемая “религиозная экспертиза” (методика проведения которой не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом Украины). Ожидаемо, УПЦ по этой экспертизе без всяких оснований признана связанной и подконтрольной Московскому патриархату. Результаты этой экспертизы сейчас оспариваются в судебном порядке.

Указанные действия государства Украина противоречат ряду судебных решений Европейского суда по правам человека о недопустимости вмешательства государства в деятельность Церкви, недопустимости гонения на религиозные организации и дискриминации одних религиозных организаций по отношению к другим (дела Les témoins de Jéhovah de Moscou против России; Centre biblique de la république de Tchouvachie против России, § 54; Leela Förderkreis e. V. и другие против Германии, § 84; Sviato-Mykhaïlivska Parafiya против Украины, § 150; Lautsi и другие против Италии [ВП], § 60; Église métropolitaine de Bessarabie и другие против Молдовы, § 117; Vergos против Греции, § 34 и т.д.).

Украина, декларируя свое желание вступления в Европейский Союз, при этом не придерживается даже элементарных базовых принципов правового государства, не выполняет судебные решения ЕСПЧ, которые являются источником права в Украине.

Отказ государства Украина в продолжении договорных отношений по пользованию Лаврой и досрочное прекращение Договора с попыткой выселить монахов Монастыря является нарушением вышеупомянутых решений ЕСПЧ, поскольку Монастырь является владельцем Лавры и имеет право “правомерного ожидания” на продолжение действия Договоров пользования имуществом как составной части права собственности – до решения вопроса о реституции этого объекта и возвращения его Монастырю.

В настоящее время продолжаются судебные процессы по обжалованию незаконного выселения Монастыря из Лавры, судебные решения не вступили в законную силу, продолжается их апелляционное рассмотрение.

На основании изложенного, в связи с многочисленными нарушениями в Украине права на свободу совести и вероисповедания, дискриминационной политикой в отношении верующих Украинской Православной Церкви, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра/Мужской монастырь/ Украинской Православной Церкви решил:

Опубликовать это заявление в качестве опровержения информации министерств и ведомств Украины от 22 января 2024 года, которая была предоставлена в качестве ответа Специальным докладчикам ООН на их коммуникационное заявление AL UKR 1/23.

Довести до сведения Специального докладчика ООН по свободе совести и религии, Специального докладчика ООН по вопросам прав меньшинств, Специального докладчика ООН по вопросу права на мирные собрания и ассоциации позицию Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры / Мужской монастырь / Украинской Православной Церкви относительно недостоверности и дискриминационного характера информации министерств и ведомств Украины.

Обратиться к международным правозащитным организациям, в том числе к правозащитному объединению “Церковь против ксенофобии и дискриминации”, неправительственной организации “Public Advocacy”, с инициативой по организации информационной кампании и юридических процессов защиты прав насельников и верующих Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры/ Мужской монастырь/ Украинской Православной Церкви на международном уровне, учитывая многочисленные факты проявлений ненависти и систематического преследования иерархии и верующих УПЦ, неэффективность расследования правоохранительной системой Украины заявлений священнослужителей и верующих Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры/ Мужской монастырь/ Украинской Православной Церкви о совершенных в отношении них правонарушениях.

По материалам Официального сайта УПЦ

 

Количество просмотров: 70

Эта запись также доступна на: Украинский

Об авторе

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

Календарь записей

Март 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Проповеди архиерея

Заметили опечатку?

Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже:
Спасибо за содействие!