СТОИТ ЛИ ВООБЩЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ ЗАНИМАТЬСЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?
Митрополит Феодосий в интервью «Православной Жизни»
о защите Церкви, начиная от апостола Павла и до наших дней
– Ваше Высокопреосвященство, портал «Православная жизнь» регулярно освещает Вашу деятельность по защите прав верующих Украинской Православной Церкви и Вашего стоического противостояния сфабрикованных против Вас обвинений. Но, кроме этого, всем известна Ваша активная деятельность по защите нашей Церкви в международном сообществе. Хотелось бы сегодня поговорить на эту тему подробнее. С чего начнем этот важный разговор?
– Я предложил бы вначале остановиться на некоторых духовных аспектах «защиты прав» как деятельности, которую я веду. Веду не потому, что являюсь правозащитником, или не потому, что мне нравиться юридическая профессия, нет. Но потому, что это является моей пастырской обязанностью и пастырским долгом. Долгом по защите своего духовенства и прихожан, защите не только молитвой и словом утешения, но и теми средствами защиты, которые существуют в этом мире. Ведь пастух на поле тоже защищает свое стадо не только добрым словом, молитвой и свирелью, но и вступает в противоборство с расхитителями, когда те появляются…
Возможно, у кого-то могут возникнуть вопросы: насколько это необходимо и эффективно? И стоит ли вообще православным христианам заниматься правозащитной работой? Возможно, это неправильно и противоречит утверждению о том, что «на все воля Божия»? Возможно, перед лицом тех гонений, преследований, массовых захватов наших храмов, – нам всё-таки следует смириться с этим и терпеть, не предпринимая никаких действий?
Да, такой путь тоже есть. Но подобный выбор, на мой взгляд, можно сделать лишь в отношении себя лично, когда ты уже свободен от ответственности за жизнь и спасение других, когда ты не просто подвергаешься гонениям, но поставлен на дорожку, ведущую на Голгофу. Это – путь Креста, обстоятельства которого сужают личные усилия по защите себя и других. И многие верующие миряне, священники и митрополиты, которые уже арестованы, которые уже находятся в тюрьмах – фактически несут уже этот Крест, – Крест, который заключается в терпении тех тяжелых обстоятельств и условий, в которые они попали, терпении с молитвой и благодарением Богу.
Но что же можем и должны делать мы, пока имеем возможность помочь ближним своим талантом, профессией, средствами, личными усилиями? На мой взгляд, мы обязаны использовать те инструменты, которые существуют в современном мире. Многие из доступных для защиты Церкви инструментов, например право – написаны людьми с целью связать зло, уменьшить насилие, ограничить произвол.
– А святые разве шли по пути юридической борьбы за себя и за паству, разве сопротивлялись гонителям, защищались в судах?
– Конечно. Так поступал и святой апостол Павел, так поступали и многие другие святые во время гонений, вплоть до преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, святителя Луки Крымского.
Давайте посмотрим на примеры святых, которые попадали в аналогичные, и часто более тяжелые условия, и тем не менее они использовали светские способы защиты интересов Церкви. Преподобный Иов Почаевский, как известно – 11 лет судился лично или с привлечением адвокатов за права Почаевской Лавры, в судах Речи Посполитой, и других судебных инстанциях. Исторические материалы свидетельствуют, что даже он, Иов Железо, после этой правовой деятельности нуждался в восстановлении сил, удалялся в затвор, передавал полномочия на ведение дел в судах адвокатам. Известны дела и святителя Николая Чудотворца, который добивался юридическими методами снижения налогов для своего города, действуя в интересах своей епархии, духовенства и прихожан как их представитель.
Для иллюстрации можно привести несколько цитат с примерами на эту тему из кандидатской диссертации Блаженнейшего митрополита Онуфрия «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского». Вот, посмотрите:
«Многолетний судебный процесс преподобного Иова с Фирлеем – это довольно своеобразная сторона его пастырской деятельности, непривычная для нас, готовых представить себе духоносного старца-игумена на молитве, занятого поучением братий, физическим трудом или еще чем-либо подобным, но уж никак не хождением по судам, казуистическими спорами вокруг какой-нибудь буквы закона и вообще самим своим присутствием никак не вписывающегося в мертвяще-бездушную атмосферу канцелярского царства… Начиная с 1630 года, несмотря на весьма стеснительные условия, в какие были поставлены православные монастыри в то время в польско-литовском государстве, преподобный Иов ведет беспрерывный ряд судебных процессов, сам лично является в судах в качестве представителя монастыря, проявляет удивительную энергию и настойчивость, и так как большая часть судебных дел переходила в Люблинский коронный трибунал, то и здесь Преподобный был весьма известен… Многочисленные судебные дела, которые вел преподобный Иов, составляют неотъемлемую часть его пастырской деятельности, того бремени, которое он из послушания Богу взял на свои рамена… В этой трудной и напряженной борьбе Почаевскому игумену помогли те качества, которые он стяжал в результате длительного и сурового подвига: непоколебимая вера в помощь Божию и в конечное торжество правосудия, долготерпение и пастырская мудрость».
Но не только спор с Фирлеем требовал судебной защиты: «С успехом вел преподобный Иов и другие судебные дела… в основном по завещаниям. Некоторые благочестивые дворяне завещали монастырю определенные суммы, а наследники отказывались их отдавать. Преподобный Иов судился с ними и почти всегда выигрывал процесс… Следует отметить, что духоносный Почаевский игумен все эти судебные дела вел не ради материальных прибытков, а ради упрочения положения монастыря и чтобы показать силу православной веры. И действительно, можно только удивляться, как Почаевский монастырь в столь трудную годину сумел сохранить и защитить в своих стенах Православие, в то время как ряд других монастырей на Волыни – Дубенские Спасский и Крестовоздвиженский, Дерманский Свято-Троицкий, Жидичинский и другие – переходят в унию».
– Очень интересно, я даже никогда не задумывался над этим. Это как-то прошло мимо внимания большинства наших верующих. А ведь на самом деле – защищать свою паству, в том числе и словом, и юридически, и физически – прямая обязанность каждого истинного пастыря. На примерах, которые Вы привели, это ясно видно. Владыка скажите, а чем на сегодня занимается Международная правозащитная организация «Церковь против ксенофобии и дискриминации», у истоков которой вы стояли?
– Правозащитный Альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» продолжает активно действовать и принес уже очень много реальных плодов и результатов в юридической, информационной, судебной областях. Пользуясь случаем, хочу поделиться приятными переживаниями, что один из ключевых участников нашего Альянса, митрополит Ловчанский Гавриил, сегодня является одним из трех кандидатов на Болгарский Патриарший престол. Для нас это большая честь и радость. Молимся за Владыку.
Что касается текущей деятельности Альянса, то, пожалуй, самая главная и важная новость на сегодня это то, что мы приняли решение о создании Центра правовой помощи для обеспечения международной защиты прав православных христиан из разных Поместных Церквей мира.
Этот Центр будет принимать обращения о нарушениях прав религиозных организаций УПЦ и будет организовывать юридическую и международную защиту как на национальном, так и на международном уровне, включая организацию медийных кампаний, проведение переговоров на дипломатическом и международном уровне, на таких площадках как ООН, – прежде всего это правозащитные площадки в Женеве и политическая площадка в Нью-Йорке, в Европарламенте в Брюсселе и Страсбурге, в структурах Совета Европы.
Наши адвокаты имеют соответствующие аккредитации, дающие право выступать, подавать документы и встречаться с уполномоченными чиновниками. Таким образом, религиозные организации и отдельные верующие УПЦ могут направлять свои жалобы, предложения и запросы на помощь по контактным данным, которые я дам в завершении интервью.
Напомню, что наш Альянс был создан в день памяти святителя Николая Чудотворца – 19 декабря 2023 года, и в его состав вошли авторитетные церковные иерархи, в частности – митрополит Черногорский и Приморский Сербской Православной Церкви Ириней, Митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис), Экзарх Гроба Господня на острове Кипр (Иерусалимская Православная Церковь); Архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна) (Иерусалимская Православная Церковь); Митрополит Берлинский и Германский Марк Арндт (Первый вице-президент Архиерейского Синода РПЦЗ); Митрополит Ловчанский Гавриил (Дынев) (Болгарская Православная Церковь), более подробную информацию Вы можете найти на нашем сайте, ссылка на который также поместим в конце интервью.
– А как практически проходит международная правозащитная работа?
– Прежде нужно пояснить, что площадки ООН, такие как Совет по правам человека ООН, Комитет по правам человека ООН, Специальные докладчики ООН являются наименее заангажированными в системе ООН. Они имеют наибольшее содержание юридического регламентного элемента, то есть процедур, обязывающих эти органы рассматривать заявления о нарушениях прав человека. Иначе говоря, есть международные структуры, которые работают аналогично судебной системе – то есть как на поданный иск суд обязан реагировать и открыть дело, так и ряд международных площадок обязаны открывать дело и реагировать, если туда попадают конкретные жалобы.
Но при этом есть и другая особенность – если обращения не поступают, или они не соответствуют установленной форме, или они не подкреплены последующей переговорной и (в хорошем понимании этого слова) лоббистской работой – то такие обращения остаются без движения и не приводят к существенным результатам.
То есть для получения защиты – необходимо подавать конкретные заявления по конкретным делам. Сегодня не существует в международной системе такого механизма, при котором структуры ООН или иные международные структуры будут заниматься делами о нарушениях прав человека по собственной инициативе. За исключением очень общих вопросов или тем, которые пролоббированы определенными силами.
– Среди верующих иногда бытует мнение, что любые западные структуры, в том числе ООН, находятся под жестким идеологическим контролем, и правды там не найти. Так ли это?
– Думаю, что это не совсем так. Можно сказать с определенностью, что международные площадки никто не контролирует на сто процентов. Они всегда являются полем для борьбы, и задачей православных сообществ сегодня является обеспечение постоянного присутствия на таких площадках, и не только по делам о конкретных нарушениях, но и по вопросам идеологической повестки, защите христианских ценностей. Именно через эти структуры, во многом по причине отсутствия работы со стороны представителей православных сообществ – были сформированы чуждые христианству концепции прав ЛГБТ сообществ, права на аборт, эвтаназию и другие подобные темы.
Формирование этих идей и постепенная эрозия права и правосознания государственных лидеров из разных стран формировалась именно путем постепенной и медленной, но системной работы различных НПО, финансируемых частными заказчиками. Наша же позиция заключается в том, что необходимо создавать христианский противовес этим действиям, и это нужно было делать еще десятилетия назад.
– Это обширная и важная тема. Надеюсь, у нас с Вами еще будет возможность ее обговорить. А сейчас давайте вернемся к вопросу защиты УПЦ.
– УПЦ и некоторые другие Церкви сейчас оказались в ситуации, когда давление со стороны государств идет по направлению вмешательства в канонические и организационные вопросы церковных юрисдикций. Также незаконная активность властей сосредоточена на делах имущественного характера и блоке уголовных обвинений за риторические высказывания. Ведь именно такие дела сейчас активно развиваются в Украине, Эстонии, и ряде других стран.
Именно благодаря этой особенности и высокой степени юридической регламентированности, на перечисленных мной международных площадках можно добиваться результатов, аналогичных судебным инстанциям. И даже более эффективных результатов, так как в ходе совещаний ООН может быть реализован элемент публичной международной дипломатической огласки.
Это наиболее эффективно в делах о преследованиях конкретных людей за их правозащитную, религиозную или журналистскую деятельность. По таким делам государство-правонарушитель или отдельные должностные лица-чиновники, нарушающие права человека, крайне заинтересованы чтобы о таких делах как можно меньше говорили на международном уровне.
– Вы считаете, что это реально может быть эффективным?
– Я хочу подчеркнуть, что мы не испытываем иллюзий. И я хотел бы, чтобы и Вы понимали, что международные инструменты, за редким исключением, не позволяют прекратить нарушение прав человека в современных реалиях. Это в большей степени инструмент профилактики ухудшения, инструмент сдерживания политики преследований со стороны государства-правонарушителя, инструмент привлечения международного внимания к проблеме, огласки, и доведения до сознания правящих политиков необходимости прекратить незаконное давление. Что касается персональных дел, в том числе о уголовных преследованиях – тут ситуация немного лучше, так как действительно, в случае, если международные чиновники начнут задавать вопросы по конкретным кейсам – есть шанс улучшения положения конкретного человека в конкретной ситуации, вплоть до его освобождения, улучшения содержания под стражей, прекращения пыток, перевода в другие условия содержания или достижение компромисса с государством-нарушителем в иной форме. Именно по такой схеме реализуется защита во многих международных кампаниях, требующих освобождения политических заключенных, правозащитников и журналистов. Однако все подобные мероприятия, как правило, требуют значительных усилий и времени.
Для этого должна выполняться конкретная юридическая работа как на национальном, так и на международном уровне. Не достаточно просто писать в СМИ, на каких-то интернет-ресурсах о том, что кого-то преследуют или несправедливо судят, это не приведет к результату, и в большинстве случаев даже не способно профилактировать ухудшение ситуации. Когда нарушения прав человека осуществляются государством – в таких делах крайне сложно добиться быстрого результата. С другой стороны – при работе по такими государствами, которые чувствительны к международной критике и правозащитной работе внутри международных структур – именно дипломатический уровень и уровень международного права остается практически единственным способом и путем, откуда можно получить реальную защиту.
– И что же в нашем случае? Что в практическом смысле нам необходимо делать для защиты Церкви и верующих Украины?
– В украинских делах могут помочь как раз наши правозащитные организации, так как благодаря их аккредитационным возможностям и одновременно наличию у таких организаций профессиональной международной юридической поддержки, – они могут заявлять от нарушениях прав человека на профессиональном дипломатическом международном уровне. Их заявления публикуются на сайте ООН и в системе центра документации, они знают как обеспечить циркуляцию этих документов в международной системе и где именно возможна наиболее эффективная реакция со стороны международных чиновников.
– А если конкретней?
– Если говорить конкретно – можно обозначить несколько площадок и возможностей как для контактной работы, так и для подачи юридических жалоб в перспективе ближайших нескольких месяцев:
Например. Для устных выступлений на 56 сессии СПЧ ООН наши НПО зарезервировали 18 слотов для выступлений (предварительные заявки) по различным темам, включая Украину, Палестинские территории, борьбу с дискриминацией, доклад Верховного комиссара ООН по Украине и территориям Крыма, интерактивный диалог со Специальными докладчиками ООН по свободе выражения убеждений, и рядом других.
В рамках перечисленных тем есть разные возможности. Я перечислю по пунктам мероприятия и вопросы, которые могут быть там подняты:
1. В ходе слушаний доклада Верховного комиссара ООН по ситуации с правами человека в Украине и предварительного отчета Генерального секретаря ООН по ситуации в Крыму (9 июля 2024 года) – возможно устное выступление и личный контакт с Верховным комиссаром ООН по правам человека и его функциональными сотрудниками. Кстати, иногда контакт с функциональными сотрудниками может принести больший результат, чем с чиновниками первого уровня.
Вопросы, которые могут быть подняты: – любые вопросы, касающиеся прав человека и политических вопросов, связанных с правом, в том числе вопросы общего порядка. Верховный комиссар ООН по правам человека обязан обращать внимание на буквально все вопросы и ситуации. Другой вопрос, что привлечение его внимания к той или иной теме – требует постоянной документальной и дипломатической работы, выступлений, подачи письменных заявлений и жалоб.
2. Интерактивный диалог со Специальным докладчиком ООН по праву на свободу выражения мнений и убеждений (26 июня 2024 года)
Вопросы, которые могут быть подняты: – вопросы, касающиеся уголовных дел против митрополитов и верующих УПЦ, журналистов, о ситуациях, в которых ограничиваются права выражения мнений.
3. Интерактивный диалог со Специальным докладчиком ООН по независимости судей и адвокатов (24 июня 2024 года)
Вопросы, касающиеся незаконных действий в отношении адвокатов и давления на судей или невозможности судьями осуществлять независимое правосудие, как это у нас теперь часто бывает.
4. Интерактивный диалог со Специальным докладчиком ООН по свободе собраний и ассоциаций (27 июня 2024 года)
Вопросы: невозможность реализации права на собрания религиозных организаций УПЦ как в ситуациях с принудительными переводами общин, так и при проведении открытых публичных мероприятий.
5. Интерактивный диалог со Специальным докладчиком ООН по крайней бедности и правам человека (02 июля 2024 года)
Вопросы: разрушение экономики Украины войной и необходимость оказания более существенной гуманитарной поддержки.
6. Общий доклад Верховного комиссара ООН по его годовому отчету (19 июня 2024 года)
7. Интерактивный диалог со Специальным докладчиком ООН по противодействию расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и всем формам нетолерантности – очень близкая современной Украине тематика.
– Впечатляет. Видно, что есть непочатый край возможностей работать над защитой нашей Церкви. Да и не только УПЦ, но и вообще православных ценностей в мире.
– Так и есть. Обратите внимание – под особым вниманием правозащитников темы формирования тренда вражды по религиозному признаку, тема языка, массовых нарушений прав верующих в тех или иных странах. Как говорится – «полный набор» болезней современного украинского общества.
Подводя итог, следует сказать, что по этим перечисленным, а также и по другим специально подобранным направлениям, наш Международный правозащитный Альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» может работать как по конкретному кейсу, так и по конкретной стране. Конечно, перед выполнением конкретных действий будет проведен анализ всех обстоятельств дела, политической и правовой ситуации в той или иной стране, будет сформирована соответствующая дорожная карта действий по делу. Аналогичным образом, но со специфическими особенностями может выполняться работа на площадках в большим политическим элементом, например в Европарламенте, Совете Европы, или уполномоченных органах других стран, компетенция которых позволяет реализовывать международный правозащитный элемент по теме прав человека.
Пользуясь случаем, приглашаю всех людей доброй воли, Православные Церкви, правозащитные организации, всех, кто заинтересован в защите прав человека, защите религиозных организаций Православных Церквей со всего мира – принять участие в этой работе. Направляйте нам свои запросы и предложения. А в случае, если Вы готовы внести свой вклад в защиту веры и Православных Церквей – делайте финансовые пожертвования по ссылке, которую оставим после интервью, мы направим эти средства на защиту прав православных верующих.
– Сердечно благодарю Вас, ваше Высокопреосвященство, за развернутую и подробную беседу. В заключение – несколько назидательных слов редакции и читателям портала «Православная жизнь» в преддверии Петрова поста?
– Желаю всем читателям «Православной жизни», всем православным верующим Украины, не падать духом и не унывать от тех событий, что происходят вокруг. Такое уже было, такое ещё, наверное, когда-нибудь опять будет. Но Господь в эти дни дает нам с вами возможность чуть-чуть попробовать «на вкус» горечь гонений на Церковь. Эти дни скоро пройдут. Очень скоро пройдут. А это значит, что непременно Господь даст нам потом также вкусить и радость Его избавления, и радость победы добра над злом. И радостей, с утешений тогда будет намного-намного больше, чем сейчас этой горечи. Даже не сомневайтесь в этом. Надо просто немного потерпеть с надеждой на Бога: не роптать, не сдаваться и не опускать руки.
Направлять свои предложения, жалобы и идеи можно по адресу: [email protected]
Ознакомиться с работой Альянса можно по ссылке:
churchagainsthate.org
Оказать финансовую помощь на защиту Православия можно здесь:
https://www.churchagainsthate.org/donate/
Беседовал диакон Сергий Герук
По материалам сайта “Православная жизнь”
Количество просмотров: 22
Эта запись также доступна на: Украинский