Архієпископ Феодосій про ЄПЦ, гендерну політику та духовний оптимізм, – інтерв’ю для NGO Public Advocacy
Интервью викария Киевской Митрополии архиепископа Боярского Феодосия для NGO Public Advocacy – неправительственной организации со специальным консультационном статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН для защиты христианских ценностей и прав верующих различных юрисдикций в ООН, ОБСЕ, европарламенте и на других международных площадках.
– Как Вы относитесь к проблеме вмешательства государства и политических деятелей в церковную жизнь, к искусственному созданию новой церковной структуры ЕПЦ на базе раскольников?
– Попытки вмешательства в религиозную жизнь общества, которые демонстрируют в последние месяцы политические деятели Украины, без преувеличения можно назвать незаконными и антиконституционными. Политики разных рангов нам часто любят рассказывать, что Церковь отделена от государства. Вспоминают они об этом, когда Церковь либо нуждается в помощи, либо когда вынуждена бороться за права своих верующих, либо когда она заявляет о нарушении нравственных законов и норм. В таких случаях – Церковь отделена, а значит, по их мнению, должна замолчать. Хотя при этом Церковь состоит из таких же граждан Украины, обладающих полнотой конституционных прав и свободой слова.
При этом, когда у политиков подворачивается случай использовать имя Православной Церкви в предвыборной компании, об “отделении” сразу забывают. В последнее время мы стали свидетелями беспрецедентного вмешательства государственных чиновников во внутренние дела Церкви. Думаю, что в правовом обществе подобные инициативы политиков сразу бы получили адекватную оценку правоохранительных органов и СМИ. Но у нас, к сожалению, всё по-другому.
Что же касается возможной легализации раскольников и создания на их базе “Единой Православной Церкви”, то вызывает сомнение, что такой антиканоничный, и в то же время примитивный сценарий вообще возможен. И почему “Единая”? Если даже предположить легализацию какой-то из раскольнических групп, то единства это не только не принесёт, но и породит новые разделения. Где здесь логика и путь к единству? Неясно. Думаю, это так же неясно и для Поместных Православных Церквей, поэтому вопрос если и будет решаться обозримой в перспективе, то исключительно в канонической плоскости. И не так быстро, как того требует украинская предвыборная ситуация и её фигуранты.
– Каково Ваше отношение к вопросу необходимости сохранения: культурных ценностей, исторической памяти, голоса совести: в частности, к внедрению откровенной пропаганды греха (гендерная стратегия развития, гей-парады, внедрение ненависти к другим народам) как национальной идеи государства?
– Для каждого народа сохранение своих культурных ценностей и исторической памяти является не только его святой обязанностью, но и фактором самосохранения. Культурные ценности могут быть не только материальными, но и духовными, мировоззренческими, которые коренятся в исторической памяти народа. И если первые, материальные, можно попытаться разрушить и вместо них создать новые, то разрушать духовные ценности, народную память и самоидентификацию, принудительно меняя их на что-то иное, крайне опасно. Во-первых это лживо и грешно. А во-вторых крайне опасно. В новейшей истории мы видим, к чему могут привести такие сломы народной самоидентификации, особенно, если они замешаны на идеях национализма.
Если же речь идет о пропаганде греха, гендерной политике, ювенальной юстиции, гей парадах, то можно выразить крайнее огорчение тем, что наше государство так быстро сдалось перед нажимом западного мира в этих вопросах. Оно должно было защищать свой народ от агрессии греха, его законодательного внедрения в общество. И политики перед выборами обещали защищать от всего этого, ведь они знали, что наш народ по преимуществу нравственно консервативен. Потому и обещали. Но не исполнили.
При этом не нужно питать иллюзий: рано или поздно всё равно страна за страной будут скатываться в эту нравственную яму, в грех во всех сферах жизни, в том числе законно закрепленный. Таковы эсхатологические реалии жизни человечества. Просто хотелось бы, чтобы с нами это случилось как можно позже.
А на гей-парады, мне кажется, надо меньше обращать внимания. Они от этого сдуются. Нужно отчетливо понимать: это финансируемый кем-то PR-проект, задача которого – провокация в обществе, скандал и, как следствие – популяризация греха. Как говорится “плохая реклама – тоже реклама”, на это и расчет. Я помню, несколько лет назад на совещании Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций мы обсуждали методы противодействия подобным акциям. Тогда был озвучен интересный факт: в столице одной православной страны очередной ежегодный гей-парад закончился громким скандалом и потасовкой с участием священников. Это вызвало ликование у заказчиков, финансировавших парад. По результатам акции её организаторы и исполнители были дополнительно премированы, а на следующий год сумма на организацию гей-парада была обещана в несколько раз больше. Причем при необходимости было предложено “укрепить” мероприятие актёрами, ярко изображающими ЛГБТ-представителей. Не исключаю, что и агрессивные нападения на них и драки тоже могут быть частью проплаченного сценария.
Поэтому мне кажется, что лучшей реакцией религиозных сообществ на подобные мероприятия было бы первое – официальное заявление своей позиции, чтобы никто не входил в заблуждение – грех есть грех, и порок есть порок. Второе – требование от органов государственной и городской власти не давать разрешения на такие акции. И третье – игнорирование самого мероприятия по месту, если оно всё-таки происходит. Это должно лишить подобные акции “питательной среды” и нужного финансирования от заказчиков.
– Слово поддержки верным чадам Церкви: как выжить и сохраниться?
– Чтобы духовно выжить в современном мире, нужно крепко держаться Бога и Его Церкви. Мы в Украине в полной мере имеем такую возможность: открыты храмы и монастыри, ежедневно совершается Божественная Литургия, проповедуется Евангелие, издается духовная литература. Наш Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Онуфрий, – человек глубокой молитвы и духовной жизни, образец для подражания и принципиальный защитник веры и Церкви. У нас сегодня есть все условия для религиозной жизни. О таких внешних условиях могли только мечтать верующие люди ещё 30-40 лет назад. При этом есть и другая реальность: информационное давление на Церковь, клевета в СМИ, запугивание верующих со стороны радикалов и политиков, опасность рейдерских захватов храмов.
Смешение религиозных возможностей и полу-исповеднического положения в обществе ставит сегодня православных верующих Украины в уникальные условия, способствующие духовной жизни. Это надо понять, оценить и благодарить Бога за то, что имеем. Слава Богу за всё.
Лина Смык,
НПО “Общественная Правозащита”
(NGO Public Advocacy)
Количество просмотров: 113
Цей запис також доступний на: Russian