Первое интервью архиепископа Феодосия на Черкасщине
В Черкасской и Каневской епархии Украинской Православной Церкви новый руководитель. Вместо покойного митрополита Софрония (Дмитрука), который руководил епархией со времени ее создания в 1992 году, Священный Синод 17 августа назначил на Черкасскую кафедру архиепископа Феодосия (Снигирева), ранее совершавшим свое архипастырское служение на Киевщине. О своих первых впечатлениях от Черкасского края, о дальнейшей судьбе начатом митрополитом Софронием строительстве колокольни, о том, действительно ли он занимает пророссийскую позицию, архиепископ Феодосий рассказал в интервью областному Интернет-изданию «Прочерк».
– Владыка Феодосий, прежде всего, хотелось бы узнать о Ваших первых впечатлениях от Черкасской области? Приходилось ли Вам бывать здесь раньше?
– Добрый день. Спасибо за вопрос, это первое мое интервью на Черкасчине. Пользуясь возможностью, хочу через Ваше издание искренне пожелать Вам и всем Вашим коллегам-журналистам обильных Божьих благословений и творческих успехов в своем призвании. Они обязательно будут сопутствовать, если журналистика будет служить на духовное и земное благо всей черкасской общины, а не преследовать какие-то иные цели. В Черкассах ранее я бывал лишь однажды: на выездной школьной экскурсии, в классе четвертом или пятом. Сам я коренной киевлянин, и наша школа (между прочим, украинская школа, что в то время было редким) время от времени организовывала для школьников поездки украинскими городами. Мы бывали в Чернигове, в Полтаве, во Львове, в том числе и в Черкассах. Черкассы мне запомнились солнцем, уютом деревьев и каким-то внутренним спокойствием. Теперь я вижу, что это были не просто детские впечатления: так это сохранилось до сих пор. Но самое главное – я убеждаюсь в том, насколько верующие и благоговейные люди населяют черкасский край. Полные храмы людей, у которых глубокая вера в глазах, они постоянно ходят на церковные богослужения, исповедуются и причащаются, искренно любят свою землю и свою Церковь и никогда их не предадут. Я глубоко благодарен Богу за то, что Он привел меня на эту землю и благословил быть пастырем этого прекрасного края.
– Переезд на Черкасчину – это большое событие, существенная перемена в Вашей жизни. Насколько Вы успели морально подготовиться к ней? Ведь это событие, очевидно, внесет существенные изменения как в Вашу повседневную жизнь, характер пастырского служения, так и повлияет на Ваши возможности заниматься научной и преподавательской деятельностью в Киевской духовной академии. Где Вы планируете поселиться?
– Верно, это не рядовое событие в моей жизни, а изменение всего ее хода. В тот непродолжительный период, как отошел ко Господу приснопоминаемый нами митрополит Софроний и вплоть до моего назначения на Черкасскую кафедру, Господь через некоторые личные события и обстоятельства дал мне понять, что есть Его святая воля на то, чтобы я ехал в Черкассы. Буду откровенен, чисто по-человечески для меня не в полной мере было понятно: почему выбор пал именно на меня? Это вовсе не было тем назначением, которого я бы искал или о котором бы думал. Но когда открылось понимание воли Божьей – а это произошло еще до того, как поступило определение Священного Синода, – тогда все стало на свои места: и в понимании того, что меня ждет, и в желании. Тогда я с большим стремлением сердца и с надеждой на помощь Божию поехал на черкасскую землю.
Что касается моей научной и преподавательской деятельности, то по благословению Предстоятеля Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия мне не придется ее оставлять. Черкассы находятся не за тридевять земель, а рядом со столицей, поэтому я остаюсь преподавателем в Киевской духовной академии и буду туда ездить по мере необходимости. А вот докторская диссертация, над которой я в данное время тружусь, будет писаться гораздо продуктивнее в уюте резиденции Черкасских архиереев в Соборном парке, где я и планирую поселиться. Очень на это надеюсь.
– Какое будущее у строительных начинаний Вашего предшественника Владыки Софрония? В частности, планируете ли Вы завершить колокольню в форме голубя в том же парке возле Свято-Михайловского собора?
– Блаженной памяти митрополит Софроний был без преувеличения церковным строителем с большой буквы. Его имя, я уверен в этом, навсегда останется в истории церковного зодчества Украины. Поэтому пытаться превзойти, или даже полноценно подражать выдающемуся таланту митрополита Софрония было бы и слишком самоуверенно, и даже смешно. Однако беречь это наследие и по мере человеческих сих продолжать воплощать замыслы, которые не успел реализовать Владыка Софроний, будет честью и важным направлением моей деятельности. Что касается колокольни при Михайловском соборе, то сначала нами будет проведена всесторонняя профессиональная экспертиза, изучение состояния этого грандиозного объекта, после чего вместе с архитекторами и другими специалистами города мы примем взвешенное решение касательно его безопасной и качественной достройки.
– В Черкасской епархии много лет проводилась кропотливая работа по канонизации новомучеников земли Черкасской, расстрелянных и замученных сталинским коммунистическим режимом. Планируете ли Вы ее продолжить?
– Да, безусловно, эта работа будет активно продолжаться. Среди своих первых шагов для знакомства с церковной историей черкасского края я просил помощников предоставить мне материалы для канонизации, находящиеся в данное время на стадии изучения и разработки.
– Какой будет Ваша кадровая политика? Планируете ли изменения и передвижения в штате управления епархии и клириков черкасских храмов?
– Нет, не планирую. В общих чертах все должно оставаться так, как сформировалось при Владыке Софронии. Ведь любая епархия – это организм со своими системами жизненно необходимых органов, со своим опытом, традициями. Такой живой организм нельзя калечить, перекручивать и ломать: там отсекать, а здесь пришивать. Это не конструктор, который крутят-вертят, как хотят. Хотя и бывает, что скальпель хирурга вынужден коснуться живого организма, но только тогда, когда все остальное уже не помогает, когда без операции все тело может умереть. Поэтому я настроен на то, что политика управления Черкасской епархией будет взвешенной, преемственной и умеренной. Разумеется, если не вскроются очевидные больные проблемы, которые потребуют оперативного вмешательства и радикального лечения.
– Митрополит Софроний заботился о бытовых нуждах верующих. В частности, при кафедральном соборе действовало кафе, оно очень нравилось здешним прихожанам. Продолжит ли работу это заведение?
– К сожалению, я пока не успел ознакомиться со всем хозяйством епархии, поэтому не могу ответить на этот вопрос предметно. Но если это дело действительно было полезным для людей, то, конечно же, будем его продолжать.
– Долгое время Вы отвечали за одно из ведущих направлений молодежной политики УПЦ. Как можно применить приобретенный Вами опыт здесь, в Черкасской епархии?
– На этот вопрос я смогу ответить более конкретно, когда в полной мере выучу специфику молодежной политики здешнего региона. Однако, во всяком случае уже сейчас могу сказать, что молодежная работа будет одним из наших приоритетных векторов. Уже есть план основать в имеющихся епархиальных помещениях православную общеобразовательную гимназию для мальчиков и девочек – детей духовенства и прихожан со всей Черкасской области. К тому же мы планируем аккредитовать ее, получить необходимую лицензию, чтобы выпускники нашей будущей гимназии имели полноценные государственные дипломы о среднем образовании.
– Некоторые люди говорят о Вас как о «пророссийском» иерархе. Вы можете это как-то прокомментировать?
– Сейчас на всех украинских граждан, независимо от места их проживания: коренных киевлян, черкасцев, ужгородцев или одесситов – на любого, кто защищает свою веру и каноническую Церковь от посягательств, вешается такой ярлык. Что тут комментировать? Умные люди и так все понимают.
– Каково Ваше отношение к концепции «русского мира»? На Ваш взгляд, не является ли война на востоке Украины практическим воплощением этой концепции?
– Невозможно ответить на этот вопрос односложно и однозначно. Это было бы неправдой. Надо сначала понять, какой смысл мы вкладываем в эту терминологию. Дело в том, что любая концепция предполагает некую четкую всестороннюю систему рассуждений с конкретными программами, целями и тому подобное. Всего этого мы, к сожалению, не видим. Есть какие-то высказывания отдельных лиц, есть личные, порой противоположные смысловые оттенки этого словосочетания. Но не более того. Конечно, тот общеизвестный политически воинственный тезис, который сейчас артикулируется и понимается обществом именно в таком контексте, не может вызвать ни симпатии, ни оправдания. Но является ли это изначальным содержанием понятия «русский мир»? На сегодня партии войны с разных сторон ловко манипулируют этим выражением, вкладывая в него свой агрессивный смысл. Но в противоположность этому есть люди, для кого, как и раньше, «русский мир» – это «Повесть временных лет» преподобного Нестора, это славная история становления Православия на нашей земле, это духовное единство славянских православных народов, которая была всегда выше государственных границ, в то же время не посягая, не нарушая их; это надежда на Божий покров и на согласие между людьми. То, что изначально понималось под этими словами, и тот смысл, который им предоставлен сейчас политиками, это не просто принципиально разные, а совершенно противоположные вещи. Это доказывает лишь то, что любое, даже совершенно нейтральное культурологическое понятие при желании можно сделать орудием ненависти и заведомо враждебного манипулирования. Дай Бог, чтобы на нашу землю как можно быстрее снова вернулся долгожданный мир и согласие. Настоящий мир – это прежде всего мир Христов. А для этого он сначала должен воцариться в наших умах, в наших сердцах и в наших словах. Без этого ничего не будет.
– Вы известны как оппонент признанной Константинополем Православной Церкви Украины и считаете ее неканонической. Вместе с тем, исключаете ли Вы, как церковный администратор, общение с руководителями ПЦУ на Черкасчине, в частности, с митрополитом Черкасским и Чигиринским Иоанном?
– На Черкасчине должен царить мир. Это мое глубокое убеждение и, если хотите, мой девиз. В том числе, должен быть межконфессиональный мир. Наш регион – это земля спокойных, верующих и миролюбивых людей. Насколько мне известно, глава ПЦУ Черкасской области – человек тоже миролюбивый и умеренный во взглядах. Это вселяет надежду на общее понимание нашего мирного, доброжелательного сосуществования на одной черкасской земле. Я надеюсь, мы все вместе, вся религиозная община, городская и областная власть, интеллигенция, люди науки и искусства и все люди доброй воли не дадим никаким силам расшатывать существующий здесь межконфессиональный мир. Это первое.
Во-вторых: да, у нас с ПЦУ есть разное понимание Церкви и канонического права. Мы – разные. Не только в канонике, в толковании апостольского преемства, но и во многих других вопросах духовной жизни человека. Мы честно и откровенно высказываем свою позицию. Так же поступают и они. А вот уже люди своим умом, своим сердцем выбирают, где та Церковь, к которой стремится их сердце, а где нет. Ведь люди идут в Церковь, чтобы встретить Бога, получить Его благодать, и здесь нельзя ошибаться.
Поэтому существующие между нами разногласия мы можем и должны дискутировать. И, я уверен, эта дискуссия будет. Но дискуссия должна использовать своим инструментом язык, логические аргументы, доказательства, факты, но ни в коем случае не кулаки, как это, к сожалению, наблюдается в некоторых регионах. Великое благо и милость Божия, что Господь хранит черкасский край в мире и согласии. А мы должны Ему помогать и не нарушать Богом дарованный мир и Богом хранимый религиозный баланс. Если же кто будет пытаться нарушить эту гармонию, то, уверен, он не уйдет от наказания Богом и в этой жизни, и в будущей.
– После окончания медицинского училища Вы продолжили обучение в России, а потом решили вернуться в Украину. В чем причина этих изменений в Вашей биографии?
– Когда я решил поступать в семинарию, мой родной брат отец Ростислав (он сейчас протоиерей, доктор богословия, профессор Киевской духовной академии) к тому времени уже был священником, оставшись в России после срочной службы в рядах Советской Армии. Впоследствии он вернулся на родину, в Украину. Так вот, в те годы он предложил мне поступить в духовную семинарию, которая была рядом с ним, чтобы можно было помогать студенту. Тогда еще не существовало таких жестких границ между странами, как теперь. Между прочим, не только среди будущих священнослужителей, причем разных конфессий, но и среди сегодняшних чиновников, разного рода специалистов нашего поколения вы найдете немало тех, кто получил образование в России, Беларуси, Казахстане, в других советских республиках. Потом я, как и мой брат, тоже вернулся домой, на свою родную землю, в свой Киев.
– Каково Ваше отношение к нынешним событиям в Белоруссии?
– Скажу абсолютно откровенно: я совершенно оторвался от новостей, в том числе международных, ни за чем не слежу, полностью погрузился в епархиальные дела. Вы сами видите, с каким трудом удалом выкроить немного времени на это интервью, чуть Вас не подвел. Поэтому быстро пробежать ленту белорусских новостей и наспех комментировать события, которые там сейчас происходят, я не хочу, это было бы легкомысленно с моей стороны. Прошу меня простить. Думаю, через некоторое время смогу высказать свое мнение и по этому поводу более определенно.
– Владыка, какой грех лично Вы, как христианин и как архипастырь, считаете наиболее отвратительным?
– Предательство. Хотя и этот грех может быть прощен Богом и навсегда освободить совесть человека через глубокое и искреннее раскаяние.
«Прочерк» / Максим Степанов
Фото: Фейсбук / Фотолітопис Черкаської єпархії УПЦ
Перевод с украинского Александра Слепцовского
Количество просмотров: 524
Эта запись также доступна на: Украинский