РОЖДЕСТВО – ВРЕМЯ ТИХОЙ БОЖИЕЙ ПОСТУПИ И МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
Предрождественское интервью
с архиепископом Боярским Феодосием (Снигиревым)
– Ваше Высокопреосвященство, владыка Феодосий, благословите поздравить Вас с Сочельником, с наступающим праздником Рождества Христова и с началом 10-го года Вашего архиерейского служения. И сразу первый вопрос: какое у Вас сегодня настроение? Как Вы праздновали день своей личной Пятидесятницы?
– И Вас, и Ваших читателей также поздравляю с наступающим Рождеством! Слава Богу, настроение благодарное Господу и за все эти годы, и за каждый день моей жизни. Служил сегодня Литургию в своем домовом храме “по-пещерному”. Благо, положение викария позволяет избежать “всенародных торжеств” в такие дни (смеется).
– Владыка, Вы возглавляете Северное викариатство столицы Украины, на территории которого старинный Подол и сравнительно молодой район Оболони. Скажите, сколько лет Вы его возглавляете и несколько слов об особенностях Вашего викариатства.
– Городское викариатство было мне поручено в 2013 году, при его учреждении. До этого занимался Броварским викариатством, в которое входила часть Киевской области, в том числе Чернобыльская зона отчуждения (сейчас это Бориспольская и Броварская епархия). В Северное городское викариатство изначально также входил весь исторический центр Киева – Шевченковский и Подольский районы. После разукрупнения викариатств, остались Подол, Оболонь и городские кладбища – это и есть сфера моей канонической ответственности, благословленная Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием.
Специфика в каждом из районов, безусловно, есть. Прежде всего, разницу пришлось ощутить при смене областного викариатства на городское: при том же количестве храмов – в два раза больше священнослужителей. И, конечно, специфика городской приходской жизни и характера духовенства. А кладбища – это вообще отдельная сфера. Но и район от района в Киеве тоже разнится в особенностях церковной жизни. Статистически Северное киевское викариатство сегодня – это 30 храмов, 77 священников, 12 диаконов.
– Отличаются ли старые дореволюционные храмы Подола и современной Оболони, и в чем их отличие? И правильно ли говорить, как это бытует в народе, о древних «намоленных» храмах и «ненамоленных» современных?
– Прежде всего, надо сказать, что историческая часть города сегодня практически нежилая. С каждым годом она становится всё менее заселенной: квартиры превращаются в офисы, в магазины, в рестораны. Некоторые старые здания разрушаются, превращаются в офисные центры. Знаю, что это происходит не только в Киеве. Люди переезжают в жилые районы, а центр столицы, например Подол в исторической его части, становится местом работы и досуга. И это напрямую сказывается на приходской жизни исторических храмов. Они теряют прихожан. Люди вливаются в молодые приходы по месту своего нового жительства. А те, кто работает в центре, или приезжает сюда вечером для развлечений, прихожанами, естественно, не становятся.
Ситуация в новых районах прямо противоположная. Более того, город сейчас прирастает населением и расширяется вследствие внутренней миграции в стране. На сегодня Киев – это вся Украина в миниатюре. Люди едут в столицу со всех регионов. Естественно, большинство приезжих заселяются в новостройки. Так что “ненамоленные” храмы сейчас более наполнены прихожанами, чем “намоленные”.
– Как же спасти положение приходских общин в исторических храмах?
– Только личным авторитетом священников. Есть, конечно, прихожане пожилого возраста, которые ездят через весь город в “свой храм”, потому что здесь их крестили, венчали, потому что сюда их водили родители, они по-прежнему будут ездить. Но таковых становится всё меньше. А вот авторитет священника как духовника, его проповедь, молитва за паству, душепопечение на исповеди, могут творить чудеса.
Вот вам пример. В нашем викариатстве есть несколько современных деревянных храмов, которые вообще отдалены от ближайших жилых домов на километры, транспорт туда не ходит. Один храм находится на кладбище, другой – в мемориальной зоне, туда и дойти сложно. А приходы в этих храмах полнокровные, многолюдные, живут полноценной молитвенной жизнью, занимаются просветительской и социальной работой, там большие воскресные школы. Почему так? Потому что настоятели в этих приходах – искренние молитвенники и хорошие, внимательные духовники. Вот это, мне кажется, единственный путь выведения из тупика приходской жизни в исторических храмах города: замечать таких священников, ценить их и при освобождении вакансий назначать в исторические храмы настоятелями.
– Поскольку речь зашла о кладбищенских храмах, расскажите немного о них. Вам подчинены все кладбищенские храмы Киева, в том числе старинных кладбищ Байкового, Сырецкого, Зверинецкого и других. Это уникальные исторические места, где покоится великое множество православных киевлян, духовенства, монашества. Есть захоронения новомучеников, как на Лукьяновском кладбище. Что Вас, как православного христианина, архиерея, может быть, удивило, порадовало или огорчило при знакомстве с этими древними погостами?
– Благодарение Богу, за эти три десятилетия возрождения Церкви практически на всех кладбищах Киева есть храмы. И все они, за единичными исключениями, принадлежат нашей канонической Украинской Православной Церкви. Священники, которые несут послушание в кладбищенских храмах в подавляющем своем большинстве люди не только самоотверженные и трудолюбивые, но и талантливые, каждый по-своему. Это позволяет им, помимо основной ежедневной пастырской нагрузки, заниматься увековечением памяти тех подвижников благочестия, исповедников и мучеников, тела которых покоятся на столичных кладбищах. Их могилы ухожены, по персональным захоронениям ведется работа в архивах, издаются книги с жизнеописаниями. Также с большим вниманием к захоронениям преподавателей и ректоров Киевских духовных школ относятся современные преподаватели и учащиеся Киевской духовной академии и семинарии и лично владыка ректор, Преосвященный епископ Белогородский Сильвестр. Студенты во главе с владыкой ректором регулярно бывают на могилах своих предшественников, совершают там панихиды, следят за благоустройством этих памятных захоронений. У мест погребения канонизированных подвижников совершаются молебны.
– Если можно, несколько слов о Крестовоздвиженском храме на Подоле, где Вы являетесь настоятелем. Ведь этот храм связан со многими историческими личностями, описан в романах М.А.Булгакова. Он дорог киевлянам. Также на Подоле рядом с вами исторический Ильинский храм, скажите несколько слов и о нем.
– Действительно, наш Крестовоздвиженский храм по праву считается одним из булгаковских мест Киева. В 1891 г. в нем крестили будущего знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, и первые годы его жизни также прошли рядом с храмом, в 10 доме по улице Воздвиженской, где его отец – протоиерей Афанасий Булгаков (доцент Киевской духовной академии) арендовал квартиру у тогдашнего настоятеля Крестовоздвиженской церкви. Наш приход – это места детства и молодости Михаила Афанасьевича, они талантливо и красочно описаны в “Белой гвардии”, других произведениях писателя.
А наши соседи, Ильинская церковь, – это вообще ключевое место для всей полноты Русской Православной Церкви. Первоначальный деревянный Ильинский храм на месте нынешнего каменного – это первый православный храм на Руси, построенный ещё до её крещения. О нем упоминается в “Повести временных лет” как о соборном храме киевских христиан в 945 году. Возведён храм, возможно, ещё Аскольдом и Диром в ІХ веке. Считается, что именно сюда, в Ильинский храм, после Владимирова Крещения были вводимы новопросвещенные киевляне для совершения чина воцерковления.
– В церковной символике епископ считается как бы “обрученным” своей пастве, как жених невесте. Что это обозначает? Ощущаете ли Вы это обручение в своей жизни и служении?
– Эти символы не относятся к викарному епископу. Здесь речь идёт исключительно о епархиальном архиерее, управляющим своей епархией, малой поместной Церковью. В нашем случае это Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий. Он “обручен” Киевской кафедре. А мы, его викарии, являемся в этом смысле как бы его сыновьями, помогающими ему в семейном управлении.
Викарный архиерей тоже являет собой образ Христа и Жениха Церкви, но только в литургическом смысле, во время богослужения. А вот епархиальный архиерей ещё и в смысле каноническом и таинственном по отношению к своей пастве. Поэтому и кафедра после смерти епархиального архиерея называется “вдовствующей”, это вдова. И избирается на неё следующий епископ не ранее истечения 40 поминальных дней.
– Это лишь символика? Или за этими иносказаниями стоит нечто большее?
– Глубоко уверен, что это не просто символика. То, что Христос – Глава Церкви, а Церковь – Тело Его, вы понимаете, что это не только обычная символика? В этих понятиях таится глубокое духовное содержание, не всегда осязаемое для человеческого разума. Также и с “венчанием” архиерея и паствы. В древней Церкви были прямо запрещены переходы епископа с кафедры на кафедру; в ряде Поместных Церквей этого принципа и по сей день стараются по мере возможности придерживаться.
Хотя наша Церковь от этого принципа отошла, но это вовсе не означает, что мистика “венчания” архиерея и епархии потеряла свой смысл. Думаю, что этот смысл в каждом конкретном случае может быть освящен Богом свыше, если архипастырь постарается полюбить свою паству всем сердцем, как невесту. Если будет жить ради неё, если будет готов отдать жизнь ради неё. Тогда и невеста его полюбит. А безразличное или потребительское отношение к невесте не может закончиться любовью и крепкой семьёй.
– Владыка, в завершение нашего разговора, скажите, как будут проходить Рождественские дни, Святки в Северном киевском викариатстве, есть ли какие-то особенности или традиции, характерные для его приходов?
– Во время Святок наше духовенство традиционно будет иметь несколько очень хороших поводов для общения друг с другом, молитвенного общения, и не только. Первое – мы все вместе будем участвовать в чине поздравления Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Киево-Печерской Лавре, разделим вместе с нашим Предстоятелем Рождественскую радость. А затем, так уже повелось, у нас отдельно по благочиниям будут совершаться соборные святочные Литургии, после которых духовенство сможет отдохнуть и пообщаться в неформальной обстановке.
На праздник Обрезания Господня настоятели храмов Подола соберутся на общее архиерейское богослужение в исторический подольский храм святых равноапостольных Константина и Елены, чтобы вместе послужить Литургию и поздравить его настоятеля протоиерея Сергия Орлова с 60-летием.
15 числа, на преподобного Серафима Саровского, всё духовенство Оболонского района традиционно соберется на Литургию престольного праздника в 100-летний Свято-Серафимовский храм в Пуще-Водице.
Кладбища г.Киева также не останутся без внимания. 12-го января, в святочное воскресенье, во Всехсвятском храме на Лесном кладбище столицы по просьбе многочисленных прихожан храма запланирована встреча, на которой духовенство и прихожане смогут задать управляющему викариатством вопросы, волнующие сегодня верующих людей. После этого там же будет встреча с детьми с нарушениями развития и их родителями, праздничное выступление воскресной школы, колядки, раздача подарков, общее чаепитие.
В завершение Святок, на праздник Крещения, традиционная Литургия в Покровском соборе на Оболонской набережной Днепра, после которой Блаженнейший Митрополит Онуфрий освятит там днепровские воды. Так что, надеюсь, с Божией помощью Святки в Северном киевском викариатстве пройдут с пользой и отдохновением.
– Традиционно в завершение беседы – Рождественское пожелание нашим читателям, среди которых и духовенство Киевской епархии, и тысячи благочестивых мирян.
– Скажу, если позволите, прежде два слова своих наблюдений, и надеюсь, среди Ваших читателей будут те, кто со мной согласится. Пасха – это время смерти и воскресения, боли и ликующего торжества. Это излом, разрыв бытия, который должен ввести человека и человечество в неземной, Небесный рай. И соответствующее настроение, как бы дух этих событий и этого торжества ощущается многими верующими в пасхальные дни. Это не просто впечатление, навеянное ходом богослужений Страстных дней и Пасхи. Это нечто большее, нечто ликующее и радостное, что звенит в воздухе, независимо от человеческого участия.
Рождество при этом – время тихой Божией поступи и Материнской любви. Это время тишины и глубокого мира, когда замирает всё вокруг и внутри человека, и покрывается мягким снегом благодати. Это время прощения и примирения. Это время мира.
И мира хочется пожелать нам всем в эти дни. Мира во всём Божием мире, мира у нас в стране, мира в наших семьях, а главное – мира в наших сердцах и мыслях. Христос Рождается, славим Его!
С архиепископом Феодосием
беседовал диакон Сергий Герук,
пресс-служба Киевской Митрополии
6 января 2020 года
Количество просмотров: 482
Эта запись также доступна на: Украинский