Великопостное послание архиепископа Черкасского и Каневского Феодосия
Дорогое о Господе духовенство,
честные иноки и инокини, братья и сестры – все верные чада
Черкасской епархии Украинской Православной Церкви!
По милости Божией, мы вновь вступаем в святые и благодатные дни Великого Поста. Пост – это время, когда Церковь обращает наши мысли и чувства к самому главному в нашей жизни – ко спасению наших душ. На чём же следует нам сосредоточить своё внимание и усердие во время этого Поста? Ответ на этот вопрос даёт нам Сам Господь.
Словами «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17) – началась Евангельская проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Сосредоточимся же и мы на покаянии, и сделаем всё, что необходимо для правильного и плодотворного покаяния. «Покаяться» значит изменить свой образ жизни, образ мыслей, возможно, пересмотреть шкалу своих ценностей, выбросить из души всё чуждое Богу, разрушить ту преграду, пробить ту скорлупу, коросту, которая выросла за весь этот год между нами и Богом. Время Поста – в каком-то смысле это райское время, потому что первый пост был установлен Богом именно в Раю. Об этом свидетельствует Священное Писание: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть. А от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт. 2: 16-17). Не ешь – это первый пост, первое воздержание. Но наши прародители, Адам и Ева, нарушив пост, утратили и радость Богообщения, и первую невинность, и чистоту души, и целостность разума. Поэтому мы, желая вернуться к райскому, блаженному состоянию, практикуем пост, подражая посту наших прародителей.
Православная Церковь в своих песнопениях выражает сущность поста следующими словами: «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избежание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост» (стихира на Вечерне понедельника I Седмицы Великого поста).
То есть Пост, помимо своего смысла Божиего установления – церковной заповеди, является ещё и духовным упражнением, упражнением в покаянии и добродетели, совершая которое, необходимо достичь определенных результатов. Само по себе любое практическое упражнение – это работа над собой. Любая работа над собой может принести пользу человеку, если будет совершаться правильно, а может и не принести; более того, она может нанести и вред. Само по себе упражнение в телесном посте не заслуживает награды от Бога, оно нравственно нейтрально. Воздержание с древности практикуют все народы, практически все религии мира знали о посте и упражнялись в нём. Пост сам по себе не есть добродетель перед Господом. Но то, какой вектор упражнению в посте предаст верующий человек, с верой в Кого и ради чего он будет поститься, о чём и как он будет молиться, от этого будет зависеть – принесет ли пост духовную пользу подвижнику, приблизит ли его пост к Небесному Царству, либо наоборот – нанесёт вред, покалечит душу и тело.
Великий пост можно сравнить со средством передвижения по духовной жизни, которое нас ускоряет в движении на 40 дней; сравнить с неким “духовным автомобилем”. Автомобиль – это очень полезное средство, на нём можно быстро и удобно двигаться к цели. Но (!) при этом надо соблюдать несколько очень важных условий: человек должен уметь управлять машиной, должен знать правила дорожного движения, и у него должна быть карта поездки. Тогда он очень быстро без проблем достигнет пункта назначения. А если мы не умеем управлять транспортом, если мы не знаем правил дорожного движения и маршрута, не понимаем на какие педали жать и за какие рычаги тянуть, то мы очень скоро можем попасть в аварию, покалечить себя и других участников движения. Так бывает на обычной дороге.
Но точно так же бывает и с практикой поста. Приступая к совершению Великого поста, так же необходимо знать правила “духовного движения”. Нужно иметь представление о воздержании, понимать, в чём его смысл и предназначение. Нужно знать о том, что воздержание в пище и увеселениях очень скоро рождает в человеке тонкость души и тела, истончает мембрану между плотским и духовным, видимым и невидимым миром. Как воспользоваться этой утонченностью чувств и мыслей? Если пустить этот процесс на самотёк, то пост превратится в сплошное “искушение” для постника: эта истончившаяся духовная “мембрана” может совсем прорваться, и наши страсти станут совершенно неподконтрольны, хлынут вовне, разрушая нас самих и наших ближних. Как с этим управляться, на какие духовные “педали” нажимать, а какие приотпускать, чтобы получилось ровно и без надрыва совершать течение поста: внимательно и покаянно молиться, по-настоящему исповедоваться, аккуратно и постепенно извлекая наши страсти из сердца наружу и избавляясь от них, как от гадких змей? Как постом не раздражаться, и, очищаясь от греха, стяжать смирение? Необходимо хорошо понимать, чего беречься, чего избегать в этом тонком состоянии духа, чтобы не стать гневливым и раздражительным, или обессиленным и впавшим в уныние. Следует учитывать, на что во время Великого поста надо обратить сугубое внимание, где употребить особое усилие, а где и наоборот, проявить рассудительное “равнодушие”. Игнорируя эти вопросы, или относясь к ним легкомысленно, постящийся человек рискует потерпеть кораблекрушение в постном подвиге и достичь Великого праздника Пасхи духовно разбитым, обессиленным, поссорившимся со своими ближними и с ужасом озирающимся на прошедшее Великопостное поприще. И такое иногда случается.
Для того, чтобы этого не произошло, человеку, не укоренившемуся духовным опытом в правильном посте (либо уже привыкшему к неправильному прохождению поста), необходим духовный “инструктор” – опытный духовник, священник, который поможет избежать постных ошибок, научит правильно и с пользой поститься, не расслабляться и не переусердствовать на первых порах, научит глубоко очищать свою совесть, по-настоящему каяться, бороться со грехом, внимательно и благоговейно готовиться к принятию святых Христовых Таин. Хороший духовник объяснит, что Великий пост учит нас довольствоваться необходимым, что излишества в пище, питии, одежде бывают очень вредны как для тела, так и для души. Священник подскажет и наставит, что пост, утончая душу, может открыть человеку многие его грехи, может затеплиться в глазах слезами сердечного покаяния. Пост поможет бороться с вожделениями плоти, поспособствует отрешению от житейских привязанностей, и тем самым сделает человека более способным к внимательной молитве, к размышлению о Боге и о своём спасении, об исправлении своей греховной жизни.
Большим утешением и поддержкой для верующих людей в дни святого Великого Поста являются богослужения Православной Церкви. Пребывая на церковной службе в эти дни, мы вступаем в совсем иное измерение времени, особенный молитвенный мир, который переносит нас глубже внутрь себя и, одновременно, выше к Небу, ближе к Богу. Ни с чем не сравнимы богослужения Великого поста в Православной Церкви, их дух, их поэзия и красота, их мелодии и мотивы – здесь всё то, что нужно человеку, который хочет найти Бога и соединиться с Ним. Настроиться на Великий Пост, на воздержание и отвержение телесного комфорта, на покаянное и молитвенное настроение – это непростой внутренний труд. И именно этот труд наша Церковь многократно облегчает нам, предлагая Великопостный устав богослужений. Давайте постараемся как можно чаще в течение этого Поста посещать Божий храм, и молится на службах!
Пост – это время сугубого внутреннего подвига. Этот подвиг не должен выделять нас на фоне других людей по каким-то внешним признакам. Но он может выделить верующих по иным признакам – признакам внутреннего человека. То есть, если наши ближние и поймут, что мы с вами постимся, то понять они это должны не по темным одеждам, не по постным лицам и разборчивости в еде, а исключительно по особой нашей доброте, по внимательному отношению к ним, по готовности помочь и простить, по совестливому отношению к своим делам и обязанностям. Одним словом – по той кротости, совестливости и любви, которая должна светиться в наших глазах и согревать других. Согревать и словом, и делом.
Возлюбленные о Господе пастыри и паства Черкасской епархии! Давайте в течение всего этого Великого поста 2021 года, осознавая каждый свое греховное состояние и недостоинство перед Богом, будем взывать из глубины наших сердец: «Боже, буди милостив нам грешным». По древнему обычаю, вступая в великопостные дни, испросим друг у друга прощения, и с чистой душой и мирной совестью начнём путь предстоящего подвига. Да поможет нам всем в этом Всемилостивый Господь, молитвами Пречистыя Своея Матери, всех святых земли Черкасской и всех угодников Своих, наших Небесных покровителей! Аминь!
Смиренный ФЕОДОСИЙ, милостью Божией
Архиепископ Черкасский и Каневский,
Великий пост 2021 года,
г. Черкассы.
Количество просмотров: 611
Эта запись также доступна на: Украинский