Выбрать страницу

Богослужебные указания


< ПРЕДЫДУЩИЙ ДЕНЬ

                                        НА СЕГОДНЯ                                        

СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ >

Богослужебные указания за 25 июля 2021 года


Неделя 5-я по Пятидесятнице.
Порядок чтений, согласно календарю: {1} Чтения Пресвятой Богородицы читаются, если совершается служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

12. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Мчч. Прокла и Илария. Прп. Михаила Малеина.

Прп. Симона Воломского.

Прп. Арсения Новгородского. Иконы Божией Матери, именуемой «Самонаписавшаяся». Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве.

Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (А)[41], а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина (без праздничного знака) (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас 2-й и глас 4-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 5-й: «Радуются днесь...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 1-й глас 2-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 3-й: «Да веселятся Небеса…» (см. на литии).

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 1-й: «Приидите, вернии…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас 4-й (трижды)[42].

Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас 4-й (единожды)[43].

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас тот же.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[44].

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом[45]. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 1-й: «Благодарственное пение…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 2-й: «О Всепетая Дево Владычице…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас 8-й: «Просвети нас…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й; седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен Богородицы, «И ныне» – ин светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 4 (со славником[46] и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки Богородицы и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.

На входе: «...Воскресый из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы («Троеручицы»). «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Богородицы («Троеручицы»).

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

Примечание. В храме святого тропари и кондаки по входе можно петь в порядке, указанном для храма Господского и Богородицы[47].

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, мучеников, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 5-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Михаиле…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 4-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Богомати Пречистая...».

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево…»[48].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного[49], глас 8-й: «В тебе, отче, известно спасеся...»[50], «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[51].

Непорочны[52] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, мучеников на 4 и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й, кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 8.

На входе: «...Воскресый из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного; кондак преподобного. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак преподобного. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.

Апостол и Евангелие – дня.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».



41 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю»; Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
42 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
43 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю».
44 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».
45 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
46 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).
47 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
48 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 27, 65–67.
49 Типикон умалчивает о тропаре мучеников, глас 4-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 120) этот тропарь также отсутствует.
50 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 120) указывают тропарь преподобного, глас 8-й: «В тебе, отче, известно спасеся...».
51 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».
52 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

Источник: сайт Патриархия.ru


 Православный церковный календарь

12 июля (по ст.ст.) / 25 июля, Воскресенье

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.

Мчч. Прокла и Илария (II). Прп. Михаила Малеина́ (962).

Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Мц. Голиндухи, во Святом Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (1005) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Утр. – Ев. 5-е,Лк., 113 зач., XXIV, 12–35.Лит. –Рим., 103 зач., X, 1–10.Мф., 28 зач., VIII, 28 – IX, 1.Богородицы:Флп., 240 зач., II, 5–11.Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–2878.

Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа

(см. приложение 1)

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица», глас 4:

Я́ко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прии́де/ всечестна́я икона Твоя́ Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприе́мши,/ я́ко Бо́жественный дар свы́ше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не отстави милость Твою от нас, // но пребуди с нами во веки.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица», глас 3:

Дева днесь благоволение к нам являет,/ Гора же Афон благодарение Ей приносит,/ А́нгели и иноцы славословят,/ Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ нас бо ра́ди прии́де // и вселися во святу́ю обитель Хиландарскую.

Тропарь преподобного Михаила Малеина, глас 8:

В тебе́, о́тче, изве́стно Спа́се́ся... (см. приложение 2.29)

Кондак преподобного Михаила Малеина, глас 2:

Плотскую тяготу утончил еси́ делы,/ Душе́вную же быстрость вперил еси́ просвещением, Михаиле,/ и яви́лся еси́ Троице жилище,/ Юже зря, Бла́же́нне, ясно, // моли́ непреста́нно о всех нас.

Кондак мучеников Прокла и Илария, глас 4:

Я́ко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Те́мже празднуем па́мять вашу:/ Христа́ Бо́га моли́те, // да Спа́сет ду́ши наша.


Дни совершения Таинства Брака >>>

Количество просмотров: 22740

Эта запись также доступна на: Украинский